Дефектолог

Специалист педагогического профиля, занимающийся воспитанием, адаптацией и обучением детей, имеющих особенности психофизического развития, называется дефектологом.

ДефектологНаука же, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с психическими и физическими нарушениями, это дефектология, то есть коррекционная или специальная педагогика.

В данную науку, в связи со спецификой нарушений, подлежащих коррекции, входят следующие разделы:

— логопедия — специалисты-логопеды корректируют у детей речевые нарушения;

— сурдопедагогика — специалисты этого направления оказывают помощь детям, имеющим слуховые нарушения;

— тифлопедагогика — профессионалы данной отрасли науки помогают со зрительными патологиями;

— олигофренопедагогика — деятельность её специалистов заключается в оказании помощи детям, имеющим снижение интеллекта;

— ортопедагогика — профессионалы этого научного направления оказывают помощь детям с ДЦП, с нарушениями осанки и с различными патологиями опорно-двигательной системы.

Следует учесть, что деление на узкую специализацию в дефектологии является условным, поскольку в практической работе дефектолог зачастую сталкивается с такими дефектами, когда одновременно имеется несколько разных нарушений, например, при ДЦП, при ЗПР и так далее. Исключение представляет детский логопед, являющийся узким специалистом, обучающим правильному написанию и произношению различных речевых единиц детей, у которых отсутствует серьезная сопутствующая патология.

У дефектолога должны быть базовые знания в смежных областях или же тесное сотрудничество с психологом, неврологом, нейропсихологом, — то есть с другими узкими специалистами, чтобы действенно оказывать помощь детям, обладающим сочетанными дефектами.

Задачи дефектолога заключаются:

1) в проведении гибкого и всестороннего исследования каждой особенности в развитии определенного ребенка;

2) в оказании помощи детям, нуждающимся в развитии мышления, внимания и прочих основных процессов психики;

3) в развитии навыков общения и разговорной деятельности, в формировании четкости произносимых звуков;

4) в проведении интенсивных занятий, устраняющих проблемы сенсорики;

5) в консультировании и обучении родителей навыкам и приемам воспитания ребенка, имеющего особенности развития;

6) в оказании помощи ребенку в понимании и принятии себя, в социализации.

Для успешного выполнения данных задач дефектолог в Ростове-на-Дону, как и в любом другом населенном пункте нашей страны, должен иметь:

а) способность быстрого налаживания контакта с ребенком и создания дружеской атмосферы на проводимых занятиях;

б) умение проводить работу с детьми по любой программе, позволяющей корректирование и компенсирование недостатков развития;

в) навыки обучения детей чтению и письму, используя нетрадиционные методы;

г) умение работать по индивидуальной программе с разновозрастными лицами, включая взрослых, помогая им улучшить качество жизни и социальную адаптацию.

Специалист-дефектолог занимается проблемами развития и обучения детей, страдающих различными нарушениями, следовательно, в сферу его деятельности входят патологии следующих органов:

— речи — неба, носовой и ротовой полости, губ, небного язычка и голосовых связок;

— слуха — перепончатый лабиринт и другие;

— зрения;

— опорно-двигательной системы;

— нервной системы, мозга и вестибулярного аппарата.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *